23 Апреля, Вторник

Подписывайтесь на канал Stihi.lv на YouTube!

Владимир ГУТКОВСКИЙ. "Кубок Мира - 2015". Послесловие"

  • PDF

gutkovskiNEW22В авторском аспекте и контексте...




Вот и завершился очередной Кубок Мира.
2015-й по счету. Это, конечно, если иметь в виду год его проведения.
А так четвертый, как таковой.

Вроде бы этот Кубок и заключен во временные рамки уже так своевременно и строго по расписанию ушедшего от нас прошлого года. Но он по-прежнему живее всех живых и еще надолго останется в нашей памяти и, что самое главное, в наших сердцах.

Традиционная для 31-го декабря фраза «Маски сброшенны!» в этом году была, как никогда, уместна. Это был Кубок неожиданностей, разнообразныз сюрпризов, мистификаций и переодеваний.

Угадайчикам пришлось очень нелегко. И тем больший респект поэтам, многие из которых открылись совершенно по-новому.

Мне хочется подвести некоторые личные итоги.

Причем поговорить о стихах постольку поскольку (хотя они, безусловно, заслуживают страстного и беспристрастного обсуждения), но, в первую очередь, об их разнообразно талантливых и размашистых авторах.

Весь Кубок я был на виду и вместе как бы в тени. И вот пришла пора из нее выйти.

И многим авторам сказать как у Шварца: «... я старик честный, старик прямой. Я ... говорю правду в глаза, даже если она неприятна... Позвольте мне сказать... грубо...: вы великий человек...!... Простите мне мою разнузданность — вы великан! Светило!».

Тем более, как я уже отмечал, мой псевдоним на портале полностью совпадает с моим настоящим именем. Так что выслушайте меня и не морщитесь!

Я намерен упомянуть и авторов лонг-листа, и авторов, не вошедших в него явно по недоразумению. Всех, кто запомнился мне (с хорошей стороны).
И, конечно, во весь голос сказать о главных победителях Кубка.

А, значит, прежде всего, о лучших из лучших сразу в двух номинациях – Алене Асенчик и Майе Шварцман. Виват!!!

С обеими победительницами у меня отношения давние и, в целом, позитивные.

Я очень рад победе Алены. Эта победа заслуженная и знаменательная, большой шаг вперед и вверх на самую вершину. И желаю там оставаться надолго.

Майя заслуживает самых значительных отличий как никто другой. Ее поэтические талант и опыт воплотились в произведения, которые мне очень близки.

А ее «Сад» оказался настолько плодоносящим, что дал названия сразу двум замечательным текстам (что тоже запутало угадайчиков).

По традиции главные победители на следующий конкурс приглашаются в сад... ой, я хотел сказать в Жюри. Не знаю, воспользуются ли они этим своим правом, но им там самое место.
Высокая квалификация Майи, без сомнения, еще более повысит общее качество судейства.
А Алене хочу сказать: Жюри – это совсем не страшно! И даже интересно, «если не навсегда».

Теперь о «бронзовых» победителях.

«Айютайя», этот величественный текст, был одним из фаворитов.

То, что его написала Людмила Калягина, для меня стал определенной неожиданностью, поскольку я был еще мало знаком с творчеством Людмилы. И эта несомненная удача автора привлекает особое внимание. На будущее.

Спасибо, Людмила!

И также третье место вполне заслуженно у Сергея Смирнова. Этот опытный, оригинальный и мастеровитый автор написал, пожалуй, самый загадочный текст конкурса. И не прогадал, Жюри его оценило.

Изысканная Тейт Эш! И текст у нее очень чуткий, развернутый во времени и обращенный к человеку. С нетерпением буду ждать новых встреч.

Не могу не отметить Викторию Кольцевую. По ходу обсуждений она все время задиралась ко мне.

Но, узнав ее, как автора двух таких зрелых и разноплановых текстов, признаю, что для этого она имела определенные моральные основания.

А ее «Крест» выше всяких похвал! Участие Виктории в этом Кубке настоящий прорыв.

Анастасия Винокурова! И не один восклицательный знак, а целых три. Именно столько ее текстов вошло в лонг. Никто больше таким похвастаться не может. И все тексты очень достойные.

Что уж тут говорить о «Скрипачке»!

В этом году мне повезло лично пообщаться с Анной Маркиной. Какая она милая и совсем не эпатажная! А этот Кубок показал, что ее молодому таланту под силу самые разные преображения.

Верной дорогой идете, товарищ!

И, наконец, Близнюк Дмитрий! Он сумел, он доказал, что верлибр, как поэтическая форма, доходит даже до Жюри. Я давний поклонник верлибра и очень рад, что он, как и плодотворная дебютная идея, в постоянном поиске на пути к новым достижениям.

Самое время отдать должное Жюри.

Только один факт. Шорт-лист и ТОП-10 полностью совпали по именам.
Это ли не свидетельствует! (Нужное подставить).

Перейдем к лонгу и его самым ярким именам (из пока не упомянутых).
Да они все яркие! И стихи представили самого высокого уровня.

Среди этих поэтов многие выступили со стихами, авторство которых предположить было невозможно. Во всяком случае мне.

Разве что авторы таких запоминающихся текстов, как Лена Копытова ("Играй, Янис!" и "Папе"), Лариса Подистова ("Снег свежевыпавший..."), Лана Степанова ("Листья"), Ирина Грановская ("Хаймеле") были в какой-то мере угадываемыми.

А вот Наталья Прилепо ("Шиповник"), Линда Ангелина ("Озеро"), Полина Орынянская ("Алтари"), Вадим Ляндрес ("Жажда"), Виктория Качур ("Пеон третий"), Юрий Октябрев ("Проще"), Нина Савушкина ("Чаепитие перед грозой" и "Версия Марсия"), Вячеслав Лысак ("31 декабря") порадовали, но и удивили.

Еще более приятным сюрпризом стали следующие авторства.

Александр Крупинин ("Кофейня на улице Клююви") и Игор Лукшт ("Котовые сумерки").
Такие поэты, настоящие «первачи», и так мощно и камуфляжно выступили!

Сумела ввести меня в заблуждение и моя землячка Татьяна Аинова. Сказала в начале ноября, что участвовать в конкурсе ей не с чем, поскольку все достойные стихи, в том числе свеженаписанные, включила в книгу, которая выйдет еще до нового года. Книга у Татьяны действительно вышла в разгар кубковых баталий. Тем не менее, оказывается за каких-то пару недель она написала три новых текста. Причем ее "Маленький человек" попал в лонг и достойно выступил по системе ТОП-10. Авторство этого текста стало почти для всех неразрешимой головоломкой.

А как «отвязно» и полностью раскрепощенно выступила Татьяна Жилинская! Авторы у ее «Молилась сини» предполагались самые разные. Но им оказалась Татьяна, такая и та самая.

И еще о нескольких авторах, в лонг не попавших. (Их было достаточно, и комментаторы меня дополнят). Но я о работах только трех из них.

Неудачу потерпел мой земляк Вячеслав Рассыпаев, поэт очень разнообразный и вместе одноформатный. Угадываемый творческий стиль, похоже, становится для него преградой.
И если на КМ-2013 он попал в лонг, то теперь ни одной рекомендации для трех конкурсных текстов. Досадно, однако.

«Про большое», Ирина Грановская. Высший пилотаж по части перевоплощения, переодевания, отваги и просто поэтического мастерства!

Не могу не отметить и Елену Кондратьеву-Сальгеро, автора такого неординарного текста, как "Из Большой Светской Энциклопедии: Финч-Хэттон, Денис".

И, наконец, текст, который я считаю незаслуженно и очень сильно недооцененным. "Город" Виктора Владимирова.

Для меня самое по большому счетчику запомнившееся произведение.

Турнирная судьба которого во многом была предопределена предвзятой и организованной комментаторской травлей (другого слова не подберу).

И вообще заметным было такое явление, как формирование групп по интересам. Порой происходило откровенное «мочилово». Как никогда ранее. И Кубок это не украшает.

О гендерных проблемах.

Не берусь подсчитывать (для меня это слишком много и трудно) сколько среди участников КМ было представительниц и представителей. Подозреваю, что первых значительно больше.
Как и среди комментаторов.

А вы сами понимаете, что бывает «среди девушек нервных, в остром обществе дамском».
Может быть, поэтому на Кубке иногда складывалась довольно взвиченная атмосфера. Хотя представители более увесистого пола в этом отношении тоже были на высоте. Сложились пары непримиримых оппонентов. Некоторые из них продолжают прю и в этом году. Видно, они испытывают друг к другу такую личную неприязнь, что, боюсь предположить, ниченр кушать не могли, кроме как друг друга. Даже в новогоднюю ночь. Ребята, давайте жить дружно! Или хотя бы жить.

Подавляющее преимущество было у прекрасного пола в отборочном жюри 9:4.
В целом со своей работой оно справилось.

В результате в лонге на 32 текста 25 авторов. Из них восемнадцать женщин против семи остальных. Причем у женщин нередко встречаются дуплеты (не говоря уже о триплете Анастасии Винокуровой), а у мужчин – ни разу.

А вот в Большом Жюри значительно преобладали мужчины. Что и позволило им вынести мудрые и взвешенные решения: в топе у женщин подавляющее преимущество.
(Интуиция сработала правильно – связываться себе дороже. Даже в анонимном формате).

С завершением Кубка мира – 2015, мои дорогие!

Поздравления и добрые пожелания всем, всем, всем!

(А о Жене Орлове ни слова. На всякий случай. Потому что еще одно слово восхваления и он окончательно забронзовеет. А он нам так нужен живым!)

С Новым годом!

С новым (не)счастьем – ЧБ-2016!













.