08 Мая, Среда

Подписывайтесь на канал Stihi.lv на YouTube!

Владимир ГУТКОВСКИЙ и Вадим ГЕРМАН. "Диалоги обозревателей". Кубок Мира - 2014. Обзоры произведений 1-го тура: с 1-го по 20-е...

  • PDF

kartaVVНаши обозреватели Вадим Герман (В. Г.) и Владимир Гутковский (В. М. Г.) начинают обозревать конкурсные произведения участников "Кубка Мира по русской поэзии - 2014".  


ОБЗОР ПЕРВОЙ ДВАДЦАТКИ...

 

 Вступление от В.М.Г. 

Дождались!

Конкурсному соревнованию дан старт.

С какими чувствами я вступаю в него. Лично.

С надеждой и таким всяким прочим? Это понятно.

С опаской? Разве что не соответствовать высокому уровню Кубка всего мира.

С заботами о здоровье, не подвело бы? Все под богом ходим.

Такое.

Тут некоторые из родных, близких и приближенных, которые читают мои писания, рекомендуют мне разное. Например, включить жесткача. Или подключить анализатор хотя бы процентов на тридцать. Будем пробовать. Всё.

Ну! Но! Тронулись!


Вступление от В. Г.

Для себя решил быть особо придирчивым на этом конкурсе. Общий уровень авторов Кубка настолько высок, что те стихотворения, которые среди текстов, скажем, стихиры, выглядят гениальными, здесь – крепкие середнячки. Про мастерство не говорю: не учитывая мелкие ляпы, уровень сборки высок. Давайте поднимать планку выше. Разумеется, для себя отмечаю те стихотворения, разговор о которых продолжу в развернутом виде, в обзоре буду краток. Обзоров, по скромным подсчетам, будет 15-17, писать  и выставлять придется через день, так что – приступим…


Конкурсное произведение 1. "Шурави" 

В.М.Г.

Текст под номером один. И внимание к нему, что закономерно, повышенное.

А знаете, не произвел он на меня какого-то запредельного воздействия.

Да, все правильно, достоверно. Картинки четкие, впечатления, вполне возможно, и личные.

Но все это ожидаемо и узнаваемо. И слышано не один раз буквально в тех же выражениях.

Признаюсь, приходилось сталкиваться со стихами, использующими куда более скупые выразительные средства, но оставляющие неизмеримо большее впечатление.

Главная (моя) претензия к тексту состоит в том, что автору, опять же на мой взгляд, не удалось выйти на высший уровень поэтической выразительности.

Все уходит в перечислительность, излишнюю в данном случае конкретику, местную «экзотичность». Наджибула, Джелалабад, шурави, аллах акбар – я знаю эти слова и знаю, что они означают. И понимаю, какую роль они призваны сыграть в образной структуре текста. Но все слишком прозрачно и расконцентрировано.

Короче, в искренности своих намерений автор меня убедил. В совершенсте их поэтической реализации – не до конца.

Запоминающиеся строки.

«…первым идёт сапёр…»

«…как будто дрожит над пашней – соловьиной зыбью – афганский жар…»

В. Г.

Давайте определимся так: есть темы, прикасаться к которым надо очень осторожно, особенно, если не являлся  действующим лицом описываемых событий. Как было сказано на предыдущем Кубке: « А Вы достаточно еврей, чтобы рассуждать об евреях?» Здесь, по-видимому:

А) Недостаточно.

Б) Несколько по-голливудски.

Понравилось:

«….. профиль чужого Бога

отпечатан пламенем на скале.»
«Как живёшь ты, Родина, с грузом 200?

Как ты тащишь цинковый этот крест?»

«…над голым полем острым клином тянутся... шурави…»

Кстати, «аллах акбар» – очень часто произносимое сочетание – при намазе, выдох удивления, вдохе восторга…Куда страшнее, когда тишина….

Разумеется, это мое личное мнение; возможно, будь я чуть более впечатлительным и сентиментальным, впечатление было бы иным.


Конкурсное произведение 2. "У реки"

В.М.Г.

А вот это стихотворение меня убеждает. Убеждает своей самодостаточностью. Оно нигде не грешит против избранной стилистики и выбранного жанра.

Если оно хоть в чем-то поспособствует тому, чтобы использованные в нем поэтические формулы стали каноническими, свою задачу и предназначение оно выполнит сполна.

И те образы, которые отметил в своем отзыве Сергей Пименов, станут восприниматься, как образцы народно-поэтического творчества.

Еще это и очень смелый текст. Умышленно не конкурсный. И потому очень честный.

Запоминающихся строчек много.

Не запомнившихся почти нет.

С осторожным оптимизмом ставлю на выход в следующий этап плюсик.

+

В. Г.

Разумеется, стихотворение написано замечательно, образ остывших за ночь звезд, уходящих на дно – очень хорош…Будь это написано пятьдесят-сто лет назад,  было вполне достойно войти в антологию. Сейчас, сегодня – только одно из массы таких же замечательных стихотворений. Мне этого не хватило.


Конкурсное произведение 3. "Цветенье акаций"

В.М.Г.

Жизнь, как она есть. И попытка поэзии к этой жизни приблизиться, стать ей полностью соразмерной. Удачна ли эта попытка, бог весть.

Все-таки большое видится на расстоянии. Но не вплотную.

А – не большое? (Великое, что ли?)

Конкурсные перспективы туманны. Но небезинтересный текст.

Запоминаются практически все строчки.

Но квинтэссенция все-же в финале.

«Господи! Неужели!?»

В. Г.

Хороший, профессиональный стих в традициях Саши Черного. Плюс – лирическое отступление. Надеюсь, все же, что не придется к  стихам замечательным добавлять, выискивая, просто хорошие стихи, чтобы укомплектовать 32 избранных стихотворения…


Конкурсное произведение 4. "За скобками"

В.М.Г.

Есть у меня такое «концептуальное» стихотворение. «В скобках и за скобками» называется.

Так его заключительные строчки: «Скобки на то и созданы, чтоб в себя заключать».

В рассматриваемом тексте согласно его названию содержание принципиально выносится за скобки. Вполне допустимый прием. Но при этом используемы смыслы двоятся и расплываются. И болтаются неизвестно где. И в скобках, и за ними обнаруживаются с трудом.

Согласен, что стихотворение недопрописано. Но при этом оно явно не пустое. Со своим голосом и характером. А для автора будут еще многие другие конкурсы.

Пока же запоминается разве что мелодраматическое наблюдение:

«Торчит меж лопатками горбик
На месте, где крылья росли...»

В. Г.

Думаю, что,  когда стихотворение автор поправит, доработает и  сделает более плотным, оно найдет своего читателя и своих поклонников. Пока что, поводов для(доброй, разумеется!) улыбки было предостаточно: отозвались почки, из которых иногда пробиваются камни, вспомнился барон Мюнхгаузен, вытаскивающий себя не только из полыньи - из болота,  горбик-гробик на месте крыльев – это вообще, почти прямой отсыл к старому анекдоту…


Конкурсное произведение 5. "Идиот"

В.М.Г.

Веселое разгильдяйство. Но ведь веселое! Но ведь разгильдяйство?

Отношусь спокойно. Без энтузиазма, но и без сочувствия.

Если кто-то так пишет, значит, это ему нужно.

Вопрос может ли он и по-другому, оставим без ответа.

Значение так запомнившегося всем слова «труь» выяснить так и не удосужился.

В. Г.

Всего два дня назад говорили с близким другом, что нельзя писать  стихотворение про кубик Рубика, потому что, во-первых, часть людей про него (уже) не знает, во- вторых – через десяток лет про него и не вспомнит. То, что годится для капустника, шаржа, веселой  актуальной шутки, завтра будет непонятно и ненужно. Напоминаю, что очень серьезно отношусь к стихотворениям Кубка, и надеюсь рекомендовать во второй этап те стихотворения, для которых есть надежда пережить наш с Владимиром Матвеевичем обзор…


Конкурсное произведение 6. "В круге зонтов"

В.М.Г.

Настроенческое. А на что настроено? Автор его знает!

С точки зрения конкурсных перспектив явно не проходной текст. И со всех остальных точек зрения тоже.

Запоминающиеся строки как-то слабо запоминаются.

В. Г.

Среди ярких, но немножко выпендрежных образов:  «В круге зонтов пузыри от граждан» и  «…а люди - всего грунтовка для тротуаров, домов и прочего» затесался банальный:  «ветер кистью

осень рисует на фоне города.». Кстати, я могу ошибаться, но ведь покрытие холста, основа для картины– «грунт», а грунтовка(и тут уж я абсолютно уверен») – это первый слой окраски ?


Конкурсное произведение 7. "Казалось было и будет"

В.М.Г.

Воспринимаю сочувственно. История человеческой жизни, которую как ни рассказывай (насколько выразительно поэтически), всегда трогает.

Мне нравится, когда авторы не стремятся писать полотна, а ограничиваются эскизами и набросками. Тем самым соизмеряя свои возможности со значением темы.

Как в данном случае.

Название стихотворения есть и самая запоминающаяся его строчка, и мысль, договаривающая то, что в тексте было недосказано.

В. Г.

К сожалению данное стихотворение… Ох, кажется, эта фраза с Чемпионата! И, к сожалению, стихотворение – будто с первого, открытого для всех авторов, круга Чемпионата…


Конкурсное произведение 8. "Гамбургский счет"

В.М.Г.

Поэтичный замысел. Емкий, выразительный и достаточно оригинальный.

В конце концов, весь вопрос в том, успел ли каждый из нас вылупиться. До конца жизни. Или до сих пор наблюдает из. И рассуждает при этом умно и проникновенно.

И в этом тексте лучше всего запоминается его название.

Поставлю свой плюсик.

+

В. Г.

Кажется, сегодня – первое стихотворение, которое меня удивило, дало что-то новое, скажем – необычный ракурс…

Единственное, совершенно не понравилась, выпала строчка

«мама – волком рычит, папа – блеет…»

Она остановила руку, которая уже собиралась ставить «один плюс», по нашей,  обычной  для обозрений на Кубке,  системе оценок.


Конкурсное произведение 9. "Горелка Бабингтона"

В.М.Г.

А вы знаете, пошли нестандартные тексты. Что не может не радовать. Оставим классичность визиткам. А здесь пусть восторжествует поиск. Без выверного и продуманного совершенства. Не формальный – сущностный.

И это намного интереснее.

Строчка

«Сосед Сысуев смастерил горелку
Из ручки чиппендейловского шкафа…»

не просто парадоксальна. Это направление для мысли и действия.

Плюсик.

+

В. Г.

Поскольку, кажется, угадал автора, то буду спрашивать со стихотворения по полной программе. Стихотворение хорошее, но, как мне показалось, имеется некоторая потеря темпа в середине. Или только мне это кажется? Хотелось бы большей емкости, незаменимости образов, что ли. Думаю, автор не обидится(он ведь знает, с какой любовью я отношусь к его поэтике), если на этот раз «плюсика» не будет. Это ведь – только частное мнение обозревателя.


Конкурсное произведение 10. "Человек человеку" 

В.М.Г.

Это текст показался мне каким-то подростково-юношеским. Типа: пусть по верхам, но эффектно.

Не вижу  в нем декларируемой глубины. Но я уже вообще хуже вижу.

Запомнившаяся строчка? Какие-то они все мелковатые.

Ну, разве что эта:

«… класс беспощадной охоты на все свои одиночества…»

В. Г.

Ах, если бы было: «человек человеку запросто – божий глаз» ! Это могло бы быть интересно… А пока что, простите, автор, Вы немножко измельчили… При этом  текст какой-то нарочитый, что ли… Но это, повторюсь, мое частное мнение.


Конкурсное произведение 11. "Партитура дождя на стекле ветровом..."

В.М.Г.

Эксперименты продолжаются. И постепенно начинаешь грустить о привычной уже умелости  многих визиток.

Ничего, дистанция впереди большая.

Запомнилось, пожалуй, мне:

«Дождь ленив, или стар, или стал или-слеп,
или-глуп, или-глух, или просто забывчив…»

В. Г.

Показалось, что в погоне за интересными образами автор невольно попал в «красивость». Мне это помешало по достоинству оценить задумку поэта.


Конкурсное произведение 12. "Как у бабочки в голосе..."

В.М.Г.

Ну, как бы и так себе. Излишняя шепелявость мешает воспринимать на слух.

Но строчки

«Две недели ещё не лечу в Снегоград —
в инородное слово…»

неплохи. Запоминаются.

В. Г.

Интересно, Северянину бы это стихотворение понравилось? Мне так – не очень, но, опять, помешала  нелюбовь к «красивостям»,  не несущим четкую нагрузку в стихотворении.


Конкурсное произведение 14. "Снег июньский" 

В.М.Г.

Достаточно легкая конструкция, приятное звучание, естественные чувства.

Готов проникнуться.

Похоже, что к некоторым известным сюжетным ходам комментаторы относятся с априорным подозрением. Я не настолько зашорен.

Запомнившиеся строчки:

«Я – целый, прошлый и настоящий –
неприкасаем…»

Все-таки плюсик.

+

В. Г.

Ничего не имею против крепкой мужской дружбы, трагичное окончание которой переживает герой стихотворения, но, душевные переживания литературного героя, сравниваемые со снегом во время лета я читал неоднократно. Правда, отношения тогда были гетеро… Но, Владимир Матвеевич утверждает, что  это чувства естественные, и мне не хочется быть более зашоренным, чем мой напарник. Однако, «плюсик» не ставлю.


Конкурсное произведение 15. "Бог не старик, он - лялечка, малыш..."

В.М.Г.

Симпатично. Или, выражаясь в стиле текста, симпатичненько.  Говорю это без какого-либо осуждения. Задача поставлена – задача решена. И ничего придуманного и натужного в этом стихотворении нет.

Запомнившиеся строчки:

«он так старался, сочиняя пчелок …»

В. Г.

Согласен – симпатично. И, будь написано энное количество лет назад, также бы вызвало восхищение. Однако, сегодня, стихотворение вызывает только симпатию и сожаление, что использована уже многократно обыгранная тема. В качестве утешения автору отмечу искренность и психологичность прописанных образов.


Конкурсное произведение 16. "Вечерний звон"

В.М.Г.

Хороший текст. Цепляющий еще и тем, что иногда цепляется за свои же слова, слегка заплетается при ходьбе.

Он же при наступлении темноты пробуждающий не ночные страхи, а добрые чувства.

Запомнившиеся строчки:

«Тень черноволосой кошки к ночи обходит дом
и сообщает нам, что по ней горевать не стоит …»

Даже два. Этих … плюса.

++

В. Г.

Наверное, я зануда…Если «звонарь по красотам дня» ударяет водой в тарелки, значит красоты дня – это немытые столовые приборы? Этот образ, который проявился при прочтении первых строк, помешал оценить действительно, интересное стихотворение. Дальше – мне действительно было близко и понятно, дальше – понравилось. Но ведь мы подняли планку? Давайте попытаемся её не опускать….


Конкурсное произведение 17. "Тише, Танечка..."

В.М.Г.

На мой взгляд, пока самое достойное конкурса стихотворение. И самого себя, разумеется, тоже.

Емко, выразительно, сконцентрировано и спрессовано. В монолит.

Небольшой, на первый взгляд, камушек. А вы возьмите его в руки. Сразу почувствуете насколько он тяжел.

Запомнившиеся строчки:

«Люди смеются, только всё злей и тише…»

Два плюса.

++

В. Г.

Ох, как обидно! Ну, не идет мне оборот «Просит ему немного прислать гранат.». Почему не «прислать немного гранат»? или «просит немного - прислать гранат», или «просит устало, чтобы прислали гранат», в конце концов…Вот ведь, маленькая стилистическая ошибка…В надежде на её дальнейшее исправление – один «плюс»

+


 Конкурсное произведение 18. "Улитка в лабиринте"

В.М.Г.

Вполне кондиционно. Допускает содержательное перечитывание.

Запомнившиеся строчки:

«Ты ползёшь по лабиринту Мнемозины …»

Плюс.

+ 

В. Г.

«наберите решетом своим забвения воды.» И – все. Потерялось хорошее,  очень интересное стихотворение. Я придираюсь? Да. Но я честно предупреждал об этом. В конце концов, жизнь стихотворения не заканчивается одним конкурсом, вполне возможно, что автор стихотворение переработает, подправит, изменит темные и недостаточно отшлифованные места и вот он – бриллиант для аукциона.


Конкурсное произведение 19. "Скарабеи"

В.М.Г.

Можно повторить комментарий к предыдущему тексту. Оба они интересны по-своему.

Разве что: находясь внутри культуры, иногда нужно уметь и выходить за ее пределы.

Запомнившиеся строчки:

«Скарабеи идут на запад
И толкают миры ночами …»

Плюс.

+ 

В. Г.

Все мы немножко лошади… простите, скарабеи.  Кысмет, ага. Ага не в смысле «учитель», «старец», а просто «ага» - стихотворение как раз показалось этюдом, особенно окончание, где автор от философской мысли, охвата всей вселенной в шар(простите, навозный), переходит к игре слов, к игрушке, пустяку, скарбу…Мне это показалось немного неправильным…


Конкурсное произведение 20. "Гениальность" 

В.М.Г.

Зубоскалить тоже стоит полаконичнее.

Мне больше всего понравилась серьезная вставка от первого лица рассказчика. Вот это серьезно!

Запомнившиеся строчки:

«…а я
известный лирик Катькин! …»

В. Г.

Серьезная вставка и мне понравилось больше, чем шутливая часть стихотворения. И мне показалось обидным, что один из трех разрешенных «выстрелов» на конкурсе стал выстрелом из хлопушки…Надеюсь, что у автора в запасе замечательное стихотворение, и запомнят его именно по следующему тексту…


Резюме от В. М.

Конкурс начался весьма интересно.

Произведения в первой двадцатке достаточно разномастные. Иногда и откровенно расхлябанные.

Но есть и заслуживающие серьезного внимания.

Рекомендую к дальнейшему рассмотрению:

Конкурсные произведения №16 и №17.

Можно также присмотреться к текстам:

№№  2, 8, 9, 14, 18, 19


Резюме от В. Г.

Что сказать – большинство из стихотворений первой двадцатки – крепкие тексты. Но нужно и учесть то, что состав силен, на Кубке практически нет случайных людей, большинство – мастера. Планку в этот раз опускать не буду, надеюсь, что из числа хороших стихотворений я смогу набрать 32 замечательных. И содержание «визиток» позволяет на это надеяться.

А пока что, по первой двадцатке рекомендовать ни одно стихотворение не могу, выделяю, пока что – одно стихотворение № 17...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


.