19 Апреля, Пятница

Подписывайтесь на канал Stihi.lv на YouTube!

Вадим ГЕРМАН. "Чемпионат Балтии - 2015. После свистка". Часть первая

  • PDF

german"...В этом цикле «После свистка» я постараюсь говорить о главном, на мой взгляд, что есть в подборках, не заслоняя рассуждениями сами стихотворения...". О стихах Сергея СМИРНОВА, Елены ПАЛАТОВОЙ и Элины ВИТОМСКОЙ.



Сегодня я хочу поговорить о тех стихотворениях и подборках, которые, на мой взгляд, незаслуженно затерялись среди большого количества хороших и отличных стихотворений Чемпионата. На мой взгляд, они вполне достойны пристального читательского внимания, и  именно это внимание я хочу попросить у читателей моего обзора.

Это  следующие подборки:

Смирнов Сергей, "Бестиарий" 

Палатова Елена,. "Жизнь и память" 

Витомская Элина, "В коконе из трав"


Елена Ширимова уже писала в своем обзоре про подборку Сергея Смирнова, я же хочу вернуться к одному тексту этой подборки, на мой взгляд, одному из лучших стихотворений, которые мне довелось прочитать в этом году.

smirnov

«Осень в Эдеме» - название, подчеркнуто-банальное, кажется, таких названий интернете  десятки, если не сотни. И говорить про пору увядания, про время «пожинать плоды» я не буду – эти рассуждения настолько расхожи, сколь и очевидны. Стихотворение  не про ту осень, стихотворение про осень человека, осень Бога. Стихотворение – про одиночество, которое стало результатом принятого когда-то решения.

«И нет ни собеседника, ни друга,

и в душу проникает стылый страх»

Вот, пожалуй, ключевые слова, главная мысль этого текста. Боится ли  Творец одиночества так, как боимся его мы – его создания и собеседники? Можно ли считать наши молитвы, наши слова, обращения к Нему  - разговором? Нет, и не может быть ответа, как не имеет история сослагательного наклонения. Кем бы могли стать Богу наши пращуры – собеседниками, друзьями?  Ведь давал Адам имена птицам и зверям, значит, в какой-то мере был причастен к процессу творения и наименования. Может быть – учился творить? Или – не было никакого особого плана, и появление людей схоже появлению собачки в доме пенсионерки : было бы с кем поговорить, был бы кто-то, кто посмотрит, с преданностью и любовью в глаза? Одиночество Вседержателя – как концентрация одиночества всего человечества, как сгусток всех человеческих сожалений и несбывшихся надежд. Что еще остается делать, в одиночестве? Собирать падшие(какая ирония!) яблоки, пить кальвадос – напиток не для шумных компаний, пить и вспоминать. И греться у старой печурки: тепла и любви   всегда не хватает…

Мне показалось, Сергей смог в своем стихотворении сказать, донести то важное, что, быть может, способно утешить, примерить и принять собственное одиночество – люди ведь, всегда одиноки, даже в самом большом городе, даже среди друзей и знакомых – ведь нет никого, кто бы полностью понял и целиком поддержал. Нет никого, кто проводит нас за грань осени. Человеческая жизнь, как и жизнь Творца – дорога одиночества,  которую изредка мы идем со спутником. И уходим в ночь – с воспоминанием о тех, которые такой малый срок были с нами.

Это стихотворение привлекло меня точностью эмоций, ясностью мысли, полным сопереживанием.


Следующие стихотворения, на которых я остановился. Перечитывая стихи Чемпионата – это подборка Елены  Палатовой. "Жизнь и память ".

Знаете, очень мало в нынешнем конкурсе, да и не только в этом конкурсе, было стихотворений добрых, стихотворений «удивленных». Есть такие стихи, и я их собираю, как жемчужины, в которых автор по-детски удивляется тому, что видит, радуется увиденному и радуется своему удивлению.

palatova

В стихотворении «Новый Посад» Елена нарисовала такую замечательную картину – дом-дерево, что я удивился и восхитился вместе с нею. Как здорово, как хорошо написано это стихотворение!  К моему величайшему сожалению это и последующие стихотворения Елена, с детской непосредственностью, «губила» последними строфами. Как будто талантливый рассказчик, зачаровав невиданной картиной, в окончании выдыхает что-то, к рассказу не относящееся – свою оценку, свою мысль, которая пришла в голову от неземной красоты, описанной в рассказе. «И мне б отыскать» - на мой вкус, несколько испортило концовку первого стихотворения, «Хотя от всех душевных залежей

порою хочется сбежать.» - также, принизило накал доброты и внимания второго. Поскольку такое окончание присутствует во всех стихотворениях подборки, рискну посоветовать автору все же не «ставить точку»  совершенно не ударными, не какими-то «морализаторскими» строчками, а отпустить стихотворение на волю, оборвав там, где оно хочет остановиться. Мне кажется, именно это помешало судьям выделить подборку Елены, не пропустив в финальную часть такой великолепный заряд доброты, которой поделилась со своими читателями автор.


Третья подборка, на которую я обратил внимание на Чемпионате, запомнилась мне своеобразным и очень интересным голосом автора. Это три стихотворения Элины Витомской «В коконе из трав».

vitomskaja

Для разговора я взял второе стихотворение – «Внутренний ребенок», строчкой из которого Элина назвала свою подборку. Стихотворение удивительное, чудесное своей интонацией, своей «детскостью».  Замечал порой, что мамаши на скамейке детской площадки похожи на больших птиц, что-то невнятное воркующих, «бухтящих» между собой, на птиц, готовых в мгновение ока вспорхнуть к своим «яхонтовым» и «хризолитовым»  в случае даже не опасности, а  неотложной необходимости – вытереть нос, отряхнуть пыль со штанишек упавшего малыша, вернуть мир и порядок в птичий двор маленького детского мира. И, кажется, внутри каждой из них живет маленьким эмбрионом внутренний ребенок, способный и готовый возиться с малышами. Для взрослого мужчины наблюдать часами за процессом игры – тяжкий труд и пустая потеря времени, несмотря на то, что это, конечно, важно и нужно. Просто  мужчины – это дети-переростки со своими большими игрушками(простите за банальность); женщины прячут своего ребенка глубже, маскируя продолжение игры в куклы заботой о малышах.  В какой-то из книг читал, что «делать клады», пряча маленькие  детские секреты – признак женского, мальчики же, в своих играх предпочитают играть роль охотников-собирателей, с камнями, палками, поиском «добычи» и «войнушками». Стихотворение Элины – это игра, меткое наблюдение, «бормоталка», четко описанное ощущение ребенка внутри такого «тайника» , внутри кокона не трав, но взрослости. Здесь даже «похороним» - игра, секрет, тайное, закопанное, спрятанное там, где никто не найдет. Как можно было выразить все эти ощущения и наблюдения словами? У Элины получилось. И вот такой взгляд с совершенно необычного  ракурса, одновременно «изнутри» и снаружи, для меня очень ценен.  Мне бы хотелось продолжить знакомство с творчеством Элины, хотелось обратить внимание жюри Оргкомитета при отборе стихотворений на Кубок – такой взгляд, такое видение  стоят самого внимательного знакомства.

В этом цикле разговоров «После свистка»  я постараюсь говорить о главном, на мой взгляд, что есть в подборках, не заслоняя рассуждениями сами стихотворения, для того, чтобы у читателей обзоров и читателей стихотворений была возможность подробнее поговорить о стихах. Я надеюсь, что  к диалогу о поэзии подключаться поэты и читатели стихотворений, у которых найдется, что сказать  о своих впечатлениях от прочитанного. Цель этого цикла – разговор о поэзии, и, надеюсь, читатели портала меня поддержат и дополнят.

Ваш – В.Г.











.