13 Мая, Понедельник

Подписывайтесь на канал Stihi.lv на YouTube!

Мнение читателя портала. "О конкурсных подборках 42 и 92"

  • PDF

pismo"...Начав читать эти строки, Доктор немного испугался..."



cicera_IMHO

"Коротко о себе.

Я - ноунейм. ФИО - абсолютно никому ничего не скажут в поэтических, да и просто в литературных кругах.
Просто читатель-любитель хорошей, неординарной поэзии.
Мужского пола.

С уважением, Доктор.".


Конкурсная подборка 92. "Расчеловечение"

Доктор – большой поклонник мистического реализма. Такого, знаете, в котором отсутствуют маги с их файерболами и всяческие остальные полукровки с гоблинами. Самое главное – завораживающая атмосфера сюрреализма, но чтобы все держалось в граница мира, описанного современной физической наукой.
К чему это я? Да, собственно, к началу стихотворения «Расчеловечение»

«Иногда рабочих рук не хватает и там.

Тушу времени: шкуру, ошметки жил,
кости, мясо, внутренности – по сортам,
как положено, служащий разложил.»

Вот так, сходу, не вдаваясь в подробные разъяснения, автор втаскивает читателя за шкирку в свой вариант эзотерики, предлагая читателю разобраться самому: где же это «там», в котором существуют такие порядки?
Ну, а шепоток ужаса подсказывает, что произведение еще и переполнено визуализацией «от Босха» и является, собственно, отражением, на которое - не каждый отражаемый имеет силы взглянуть.
Да что там взглянуть! Просто подумать о наличии такого.
И не каждое сообщество отражаемых способно отдать себе отчет в том, что такая интерпретация имеет право на существование, несмотря на политкорректность и замену иерархии когтей и клыков, на иерархию премий и штрафов.

А может - все совсем не так, как Доктор себе навыдумывал. Может это просто сон какого-нибудь квантового существа, которому предстоит стать Вселенной. Роль его пока не определена, а мораль аморфна, потому что нет квалифицированного наблюдателя.
В один момент времени эта вселенная отвратительна до ужаса:

«Кто-то давится, кто-то визжит: «Еда!»,
кто-то впрок, не жуя, набивает рот...»

И - вот парадокс - в тот же момент она прекрасна:

«Вот ты дитя, потом –
просто детёныш, вот
белым бежишь мостом,
тыкаешься в живот,»

Вселенная эта – зовется человеком. И выбор его при квантовании – какую сторону принять - лишь его выбор, ибо он наделен свободой воли.
А Бог/Аллах/Будда – имя не имеет значения – не духовная константа, от которой зависим и которой обречен поклоняться человек, а лишь некий моральный ориентир:

«Что ты будешь обгладывать в день, когда
Он табличку на клетке твоей прочтёт?»

Что для тебя важнее? Быть в клетке с грызущими или бежать детенышем к ласковым родительским рукам:

«Он берёт тебя за руку,
которой как будто нет,
поворачивает ладонью вверх,
дует на ранку –
и зажигает свет.»

На этом можно было бы и закончить, но есть еще кое-что.
Вольно-невольно – думаю, что все-таки невольно - несмотря на его религиозную насыщенность, произведение при этом – достаточно антиклерикальное. Вот при таком видении, когда Вышняя сущность – это лишь моральный ориентир и некий рубежный момент, в который предстоит определиться каждому, а свобода выбора не пустые слова – отпадает надобность во всевозможных ритуальных пассах и магических заклинаниях престидижитаторов, строящих храмы поклонения только своему пути.
Но это так, к слову.
Теперь немного субъективного.
Для меня, стихотворение делится на две неравноценные части. И если первая часть - свежа и интересна, то после смены размера все становится предсказуемым и прочитывается уже без сильного эмоционального накала.
Технически - и вторая, и первая половина никаких вопросов не вызывают, а вот по энергетике и интриге – различаются очень сильно.
Все понимаю - это чисто докторские заморочки. Произведение грандиозное. Никаких вопросов. Но – вот так.
С «Расчеловеченьем» закругляюсь.

Все написанное ниже – настойчиво советую не читать никому. Ибо Доктор, в присущей ему манере, может нанести непоправимый моральный ущерб тонким натурам.

«Фото на память»

В комментариях смог подсмотреть, что автору с трудом удалось найти равномерно достойное наполнение для подборки.
Поэтому, надеюсь на то, что он не сильно расстроится. Доктор, кстати, там же предупреждал, что оценивает подборку, как довольно неровную. При всем великолепии, и не побоюсь сказать – величии Расчеловечения, первое стихотворение подборки не поражает новизной поднятой темы или свежестью подачи.
Начало, впрочем, внушает немалые надежды, с красивой находкой «город-кукла выброшен за окно» - вот прям «чмоки-чмоки», более и сказать нечего.
Следом приходит недоумение:

«В черноземном вытертом конверте,
наспех перевязанном травой,
он лежит, заигранный до смерти»

Простите?
Или Доктор всю жизнь ошибался, ассоциируя город с металлом, стеклом, камнем.
Или он чего-то не понимает, или автор пытается порвать штампы сознания. В любом случае – сходу прорваться не удается, и этот сбой не идет на пользу плавности прочтения, что не есть хорошо для грустной лирики, от которой требуется ни на секунду не выпускать читателя из объятий грустного ритма. Не та тема, где стоит загадывать шарады, что приемлемо в поэзии "игр разума"
Ну, и следующая строфа при несомненной находке : «заросла царапинами лет» - в целом воспринимается как заюзаная сентенция – похожее уже читано не единожды:

«Памяти цветная фотоплёнка
заросла царапинами лет –
белокурых улиц и ребёнка
(кажется, меня) почти что нет.»

Хочется отметить отдельно, что автор – умелый создатель и поддерживатель ощутимой атмосферности в своих стихах. Это Доктор заметил для себя давно уже.
Поэтому, хоть дальнейшее и напоминает производное от аналогичных стихов и навевает у Доктора приступ сонливости, однако за счет поэтической харизмы не вызывает особой зевоты.
И уже лишь мельком удивляет – опять, то ли попыткой слома шаблона, то ли неудачным выбором – сравнение «время, декоратор шебутной».
В этом месте Доктор проснулся и заглянул во все возможные словари, чтобы сравнить его ощущение от слова «шебутной» с объяснениями умных книг.
Потому что время, ну ни как не ассоциируется с понятием «шебутной». Ясно, что это некий эквивалент выражения «время летит», но, на мой взгляд, не сильно удачный.
Итожа: насыщенная атмосфера и некоторые авторские находки - не способны компенсировать до предела расшаренную тему и завуалировать возникшие при чтении вопросы.
Общий уровень – более чем высок, по любым меркам, но не по меркам других авторских произведений, и не по меркам Доктора.

Та же беда и с текстом «Про курочку»

Уровень харизмы – достаточен, чтобы пленять, в том числе, и компетентное жюри.
Меня же – неприятно оскоромило использование «курочково-зернышковой» метафоры, пронзившей стихотворение насквозь - словно Столетов пронзил пародией святое.
Ей богу, все мы выросли на «Курочке Рябе», на «Петушок, петушок – золотой гребешок», на «Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать» - в конце концов.
Использовать ТАКОЙ, устоявшийся десятилетиями, образ в полуабстракной метафоричной лирике... Извините.
Не всякий, даже, гений справится с такой задачей. Такие попытки заведомо обречены на ироническую улыбку.
И, хотя, Ирина – Мастер поэтической атмосферы – сумела к концовке сравнять счет, результат оставляет специфическое послевкусие.


А теперь – к лирике мужской.

Конкурсная подборка 42. "Напоследок"

«Океан»

«Я вступаю в возраст скверных предчувствий,
верных предвидений, отсеянной чепухи»

Начав читать эти строки, Доктор немного испугался: «Опять рефлексии конца жизни. Ну сколько можно, господа поэты!», но не тут-то было.
Во-первых – авторская самоирония, что, безусловно, всегда выделяет и украшает подобные вещи:

«Время писать покаянки оставленным жёнам:
бес, мол, попутал, вселился в ребро (а на деле — в пах!)»

Во-вторых, тонкие нотки философского оптимизма, предполагающего, что существует нечто более глобальное, чем смерть. В данном случае – Океан, как эгрегор коллективного метафизического состояния. Вроде и не ново, но подано красиво - опять же – чуть иронично и с сохранением общей позитивности, без унылых стенаний.
И, в-третьих – и это самое главное - чтобы там не пытался отрефлексировать лир.герой. После строчек:

"Сынку, подай воды. Нет, лучше крепкого чаю.
Да ну его, чай, принеси мне вина стакан."

Лично для меня стало окончательно ясно – стихотворение смотрит на читателя с легкой усмешкой. На самом деле – это лишь игра в рефлексию.
Ну право слово, невозможно себе представить, что на смертном орде, кто-то способен иронизировать по всем представленным поводам.
Стихотворение – перевертыш, хамелеон. Оно просто выносит логику за скобки: одновременно серьезное, и - в не меньше степени – лишь игра в серьезность. Как хочешь, читатель так и понимай. Автор свое дело с блеском провернул – заинтриговал, чуть улыбнул, заставил задуматься. А что еще, черт побирай, надо для любителя отличной поэзии?
Рукоплещу с восторгом!

Теперь о грустном.

«Имя. Романс с червоточинкой»

Не показался этот текст Доктору.
Тема – тема сама рулит собой, и подсознанием многих поэтов, заставляя выплескивать ностальгию по погибшей ли стране, по утраченной ли юности – сонмом аналогичных произведений.
Введение «тарковской воды» - вообще смотрится несколько неловко, ввиду недостаточной утонченности примененного контента.
Не буду ничего доказывать конкретно, просто предложу прочесть, как мне кажется - более интеллигентно оформленный вариант, плюс оставляющий простор для оптимизма финал, что немаловажно.
Хотя, ни разу не удивлюсь, если автор окажется един в двух лицах.
Стихотворение «Распутица» http://stihi.lv/firsttour-baltic2017/34933-konkursnaya-podborka-228.html

Ну, и снова о хорошем.

«Подземные короли»

Абсолютно «мое» стихотворение. Просто – абсолютно!
Черное, мрачное метафорическое начало, втягивающее в сюрреализм разверзшегося мира «подземных королей», где:

«...кончается последняя мировая война,
трещина поглощает, дымясь, технику и пехоту,
все несметные полчища достигают земного дна
и становятся кремнием, грязную сделав работу.»

И неявный позитив финала: несмотря на то, что «любовь никого не спасла» - жить и любить все-таки непременно стоит!

«Наступает и наш черед. Никого любовь не спасла.
Все равно — поцелуй меня напоследок.»

Красивый финал!
Обратите внимание, как плотно пресекаются на уровне ощущений это стихотворение и «Расчеловечение» Ирины Ремизовой.
Право выбора – покориться Инферно или остаться человеком и творить, жить - в обоих.
Но как по-разному выходят на завершающий аккорд поэты.
У Ирины – абсолютно женский, всепобеждающий светлый путь.
У Геннадия – чисто мужской лиризм, чуть приземленный, плотно стоящий на ногах(как я уже говорил).Не позволяющий до конца сбросить груз забот о насущном и поддаться эйфории.
И концовка, соответственно, не так настроенчески возвышена, но, безусловно, оставляет место для солнечного луча среди туч. Призыв к женщине – любить. А как иначе можно спасти мир, если не через любовь?

Остается пожелать и вам всего только хорошего.
Спасибо за внимание.

cicera_IMHO_TERRIT






.