02 Мая, Четверг

Подписывайтесь на канал Stihi.lv на YouTube!

"Зрелищ, да попроще, да повеселей!". Размышления Доктора...

  • PDF

pismoО конкурсных произведениях 1/8 финала. Часть вторая.



cicera_IMHO

"Коротко о себе.

Я - ноунейм. ФИО - абсолютно никому ничего не скажут в поэтических, да и просто в литературных кругах.
Просто читатель-любитель хорошей, неординарной поэзии.
Мужского пола.

С уважением, Доктор.".


128. "Кысмет"
312. "Ичме сув"

Что может служить лучшим панегириком крупному конкурсу? Естественно - крупное, монументальное произведение.

В нашем топе таких представлено целых два. Это "Кысмет" и "Имче сув".

Замечательные, без преувеличения, произведения. В том смысле, что их действительно трудно не заметить: настолько они величественны, орнаментальны и многословны.

"Лучше гор могут быть только горы," - певал классик, подразумевая, что две горы - всегда лучше чем одна. Тем более, что восхождение на представленное великолепие - займет не так много времени, будет весьма комфортным и вполне может конкурировать с удовольствием, полученным от первой чашечки любимого кофе по утру.

Многим может показаться неуместным столь обыденное сравнение, якобы умаляющее достоинство и бросающее тень, - что ж, поразмыслив, Доктор вынужден будет согласиться, и признать сравнение неудачным: есть меж кофе и текстами различия, и они огромны, на самом деле. Кофе - бодрит, но чашка мелковата, а стихи эти монументальны, но вгоняют Доктора в сон.

На самом деле, какие бы чувства ни испытывал читатель к этим "литературным глыбищам", - невозможно не чтить их показательное значение для Кубка в том же плане, в котором показательны сталинские высотки для Москвы. И у тех, и у других - есть несомненное и неоспоримое достоинство: если видел одну - можно наверняка предсказать, как выглядят остальные.

Что, согласитесь, очень удобно в практическом смысле - нет нужды ни авторам тратить интеллектуальные усилия на индивидуальное проектирование и эксклюзивное наполнение, ни читателям - на умственный труд и душевную сопричастность. Выверенный поколениями поэтов стиль и выпестованный поколениями редакторов запрос - категорически исключают возможность для досадных ошибок с той и с другой стороны.

Один Доктор опять "не при делах", и с ужасом смотрит на бесконечные ряды, состоящие из "гостиниц "Украин" и "домов на набережных". Цитируя иного классика: "Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой. То мне страшно, то мне грустно, то теряю свой покой."


433. "Танец семи покрывал"

Глядя на эти причудливые башенки венчающие готический соборчик произведения - хочется громкой репликой убить в себе досужего зеваку: "Закрой рот, провинциал, автор уже все сказал первой строфой!"

Удивляться возведенному сооружению - кажется слегка опрометчивым для ценителя поэзии.

Точно так же опрометчиво, как удивляться или негодовать по поводу памятника Петру Великому в Москве от Зураба Церетели, после того, как видел его работу - монумент "Дружба Народов".

И том случае, и в нашем - творческая рука ваятеля крепко набита, и, отсекая от заготовки все лишнее, не оставляет ни шанса конкурентам, ни лишнего простора для интерпретаций.

"На века" - так говорят в подобных случаях портные. Или не портные? Не важно...

Так вот, с точки зрения инженерии стихосложения - грандиозный массив текста возведен на классическом библейском фундаменте, что является несомненным достоинством.

Фасадная часть - тоже явно классическая, но с преобладанием актуального медицинского декора свежей сезонной коллекции, что позволяет не акцентировать ненужное внимание пользователя на мощных системах жизнеобеспечения и громоздкой конструкции ребер жесткости.

Приоритет по долговечности - обеспечивается специальным теологическим армированием несущих образов, позволяющим в перспективе до второго пришествия - не вкладывать лишние средства в капитальный ремонт.

Интерьер - спроектирован с учетом всех современных возможностей дизайнерского изыска и включает в себя не только формальные признаки высокой духовности, но и неформальные вкрапления так называемого "народного стиля".

Принимая во внимание все изложенные факты, а так же понимая всю возможную ответственность, - Доктор, однако, не постесняется повторить: "Вытри слюни, большего, чем в первой строфе, тебе здесь не предложат!"


277. "Скифия"

Это роскошное произведение - напоминает Доктору вавилонскую башню приусадебного масштаба.

Горделиво возведенную рачительным хозяином из различного, заботливо натасканного, строительного "сора". в том, конечно, смысле "сора", в котором подразумевала его Ахматова.

Башня выглядит несколько угловато и хаотично, но не спешите обольщаться - за неказистым видом скрывается солидное наследие из пота, слез и крови предшествующих строителей. Каждый кирпичик, каждая песчинка - при ближайшем рассмотрении скажут опытному взгляду, что это не одноразовый новодел, а солидный строительный материал, хоть и б\у.

Не зря, ой не зря Доктор ставит текст наравне с "Кысмет", "Имче сув" и "Покрывалами". Все четыре - только кажутся разнородными, но, по сути, занимают одну нишу - нишу "мегалитических" сооружений пост-имперской эпохи.

Когда у общества и отдельных его членов жюри - велика потребность в гипертрофированно-монументальных фигурах для капища, где приносятся жертвы величию.

Не случайно, ни в одном из текстов нет места ни для живых человеческих эмоций читателя, ни для его чувств.

Не для наслаждения созданы сии фигуры, - лишь в качестве символов для поклонения.

Не случайно, все четыре - символично обращены ликом к прошлому, тылом к будущему.

Доктор, как большой любитель пожить, - такую неестественную для живого существа позу категорически не может одобрить, пусть даже "понять и простить" приверженцев этого неперспективного положения - вполне способен.


444. "Чашка"
132. "Скажи ему"
269. "Ростовская слобода"
233. "На поводке"

Читая эти разноплановые произведения - не покидает одна навязчивая мысль: вы приглашены на бесплатную презентацию в театр теней.

Черные тени активно мельтешат на белом экране, создавая какие-то свои, ведомые только им, трагедии и комедии.

И если пристально всмотреться, то вероятность принять происходящее близко к сердцу - достаточно велика.

Но стоит только "расфокусировать" взгляд, - на первый план моментально выходят: и вынужденная простота "бесплатных" декораций, и скрип старых стульев в сыром зале, и натужное сопение невидимых актеров, и даже - что совершенно неожиданно - ненавистная блестящая лысина чеховского старичка Бризжалова, сидящего на ряд впереди.

И после нескольких безуспешных попыток разобраться в ком причина, в тебе или в конкурсных текстах, - приходит понимание, что виновен, безусловно, ты, и никто другой.

Читатель, как избалованный капризный ребенок, ждал богатых даров от Деда Мороза, но почему-то эгоистически морщит нос, плюется, бросает на пол и топчет ногами шикарный подарок - выполненный натуральным цветом и в натуральную величину яркий рисунок новогоднего мандарина.

Родителям, вероятно, невдомек, что настоящие мандарины имеют объем, фактуру и запах.

Их можно покрутить в руках, как изящную маленькую скульптуру, чтобы восхититься индивидуальной проработкой деталей. Можно просто поглаживать пальцами, чтобы прочувствовать всю неповторимость рисунка их пор.

И, в любом случае, если избавиться от внешней кожуры-оболочки, в настоящем мандарине непременно сыщется целая бездна, практически бесконечность, вкуса.

Наши же конкурсанты - отчего-то решили, что одномерная вселенная - это предел зрительских мечтаний и авторских творческих возможностей, а презентация шкурки мандарина - это и есть сам мандарин.

Напрашивается вопрос и к жюри: помнят ли они, сколько наблюдаемых измерений в нашей версии вселенной?


С уважением,

Доктор.


cicera_IMHO_TERRIT

.